На рынке туристических услуг работают два типа организаций: туроператоры и турагенты. Их отношения с потребителями услуг и контролирующими органами регулирует закон об основах туристической деятельности (№132-ФЗ от 24.11.1996 г). Статьи закона предусматривают обязательное финансовое обеспечение ответственности каждого агента или туроператора перед получателями туристических услуг. Законом введены два вида такого обеспечения: страхование ответственности и независимая безотзывная банковская гарантия туроператора.
Что такое банковская гарантия туроператора?
Это гарантийное письменное обязательство банка, предоставляемое им под зало. Оно распространяется на все обязанности туроператора или его агента перед туристом по договору, заключенному на туристические услуги.
Гарантом по такой гарантии выступает банк, страховая или кредитная лицензированная организация. Гарантия безотзывная и действует не менее года (ст. 17 п. 1 №132-ФЗ).
Размеры
Банковская гарантия туроператоров выдается с гарантийной суммой (ст. 17.2 №132-ФЗ):
- 500 тыс. руб. в сфере внутреннего и выездного туризма;
- 30 млн. руб. для туркомпаний с годовым доходом (по бухгалтерской отчетности) не больше 250 млн. руб. и для операторов, применяющих УСН;
- 12% от суммы, полученной за год по данным финансовой отчетности, для туроператоров, предоставляющих услуги по выездному туризму, если их годовой доход превышает 250 млн. руб. (№123-ФЗ от 28.06.2009 г.);
- 30 млн. руб. для турокомпаний, не предоставлявших в отчетном году услуги выездного туризма, или для фирм, которые начинают работать в этой сфере;
- если туроператор предоставляет услуги в нескольких сферах туристической деятельности, то при расчетах принимается наибольшая сумма финансового обеспечения.
Сроки
Банковские гарантии туроператорам предоставляются на срок не менее года. Обычно их выдают на срок 63 месяца. Гарантия на следующий период должна быть оформлена не менее чем за три месяца до окончания действующего гарантийного обязательства. Ее действие должно начинаться в день, следующий после дня окончания действия предыдущей.
В гарантии указывают обязанность гаранта по возмещению туристу ущерба, полученного в результате неполного выполнения обязательств туроператора. Турист обращается к гаранту за компенсацией нанесенного ему ущерба, если туроператор отказался возмещать реальный ущерб, полученный туристом.
Гарантийный случай в этой ситуации:
- невыполнение условий договора при перевозке и размещении туриста;
- некачественно предоставленные или представляющие опасность услуги.
Цена и условия выдачи
Стоимость гарантии составляет 0,1–0,2% разово и регулярные выплаты 1–2 % в год. Банковская гарантия туроператорам предоставляется под залог в виде депозита или остатков на счетах, в редких случаях используется залог недвижимости. Депозит составляет 100% размера гарантии, иногда банки требуют 110–120% суммы. Залогом может быть любой тип депозита, частичное снятие его до окончания срока гарантии невозможно. Залог недвижимости принимается редко, в этом случае сумма гарантии составляет 25–50% цены недвижимости.
Выплаты
Требование о выплате по гарантии предъявляет турист во время или до начала ее действия. На основании письменного требования, предъявленного туристом или иным заказчиком, гарант обязан возместить ущерб, который нанесен плохим исполнением или неисполнением обязательств туроператора по договору с туристом. Выплаты по гарантии не лишают туриста возможности получить с туроператора компенсацию морального вреда или упущенной выгоды при ненадлежащем исполнении обязательств.
В отличие от других видов гарантий банковские гарантии туроператоров не имеют конкретных выгодополучателей, им может стать любой человек, купивший турпродукт, если нарушены его права.
Турист письменно обращается к гаранту с заявлением о возмещении ущерба, в котором указывает сведения о туроператоре, описывает свой ущерб, прилагает договор (ст. 17 п. 5 №123-ФЗ). К заявлению прилагает копию удостоверения личности туриста, договора об услуге (вместе с оригиналом), акт в подтверждение реального ущерба, нанесенного ему или иным заказчикам, копию отказа туроператора добровольно компенсировать ущерб или решение суда по иску к туроператору о присуждении выплаты компенсации. Гарант обязан произвести выплату в течение 30 дней (календарных) после получения пакета документов и требования.
Гарантийные суммы туроператоры систематически выплачивают, поэтому закон предусматривает, что они обязаны восстанавливать размер финансового обеспечения до установленного минимума не позже чем через 30 дней (календарных) после произведенных выплат. В ином случае они подлежат исключению из реестра Федерального Агентства по туризму.
Банковская гарантия туроператоров — это также механизм защиты туристов и турагентов на случай банкротства туристических компаний.
Остались вопросы? Мы с радостью вам перезвоним!
Читайте также
Законы, регулирующие банковские гарантии
Действие банковских гарантий, требования к ним регулируются кодексами и федеральными законами РФ, постановлениями Правительства, ведомственными приказами и письмами. Наиболее жесткие требования установлены к гарантиям, которые принимают госзаказчики.
Банковская гарантия для застройщика
Чтобы защитить права дольщиков при долевом строительстве жилья и иных объектов закон №214-ФЗ внесены поправки, предписывающие застройщикам предоставлять участникам строительства гарантии обеспечения обязательств по своевременной сдаче объекта в эксплуатацию. Одной из форм обеспечения обязательств застройщиков по 214-ФЗ является поручительство банка (гарантия).
Онлайн гарантии банков
Онлайн гарантии обеспечения участия в тендерах и заключения госконтрактов предоставляют многие банки. Оформить онлайн гарантию можно на сайте банка или сервисной компании, не посещая офис. Срок предоставления 1–3 дня (в первый раз) и до 8 часов (следующие обращения).
Список банков в Ессентуках выдающих банковские гарантии.
Название и адрес | Номер в перечне минфин-а | |
---|---|---|
1. | АО "РУССТРОЙБАНК" Лицензия отозвана 18.12.2015 г. Ессентуки
г. Ессентуки, ул. Пушкина, 16 (здание санаторно-курортного комплекса «Русь») |
3205 |